Буддизм и бодибилдинг


О дрыщах-всезнайках и «Мистере Олимпия» от буддизма

Говорили недавно о вере в буддизме. Можно, конечно, начать цитировать сутры и шастры, но это может сделать любой – достаточно погуглить. Тут я поделюсь результатами наблюдений как за собой, так и за "коллегами". Для пущей доступности буду приводить аналогии из тренажерного зала. На мой взгляд, в буддийской среде встречаются такие виды веры:

1. Детская вера.

Характерна в основном для начинающих. Вера в то, что, без накопления заслуг и мудрости, завтра начнешь летать, а через месяц – просветлишься. На этом уровне человек переоценивает свои силы и поэтому часто, что называется, "садится не в свои сани", то есть пытается практиковать те методы, к которым он пока не готов или которые ему не подходят по уровню его способностей – к примеру, способности уровня шравакаяны, а человеку подавай Дзогчен.

Аналогия из тренажерного зала: "подснежники", которые приходят в зал весной, надеясь за два-три месяца "подкачаться" или же сбросить с десяток килограмм жира. Ребята хватаются за те веса, которые им рано поднимать, делают упражнения из арсенала про-атлетов, "забивая" на "базу".

2. Книжная вера.

Часто этот этап следует за этапом детской веры. Буддист, видя, что летать не научился, думает, что ему мало знаний. Тогда он садится за книжки. Такой человек может собирать огромную библиотеку, может участвовать в схоластических онлайн-баталиях. "Книжник" думает, что прочитав еще одну сотню редких книг по Дхарме он будет еще больше превосходить в познании менее ученых собратьев. О своей учености и начитанности он никогда не забывает собратьям напоминать, за что ими тайно или явно нелюбим.

Правда. практиковать он забывает – "зачем тратить часы на медитацию, если можно прочитать еще одну книжку по медитации, а потом на форуме с видом пандита сыпать цитатами из этого трактата, обретая вожделенные лайки"?

Аналогия из тренажерного зала: "дрыщ-всезнайка". Этот субтильный молодой или не молодой человек с руками по 30 см. укажет стокилограммовому дядьке на кучу ошибок при его жиме лежа в 150 кг. Другим новичкам он будет вещать про типы мышечных волокон, "углеводное окно", продвинутые методики циклирования нагрузок и суперсекретные пищевые добавки. В худшем случае – будет продавать "фарш", сам при этом будучи тощим и говорить, что вот, мол, "откатил", но благодаря "фаршу" скоро потеснит с пьедестала Фила Хитта и Кая Грина.

Застать нашего "профессора бодибилдинга" за выполнением упражнений – задача не из легких, чаще всего он стоит возле других и поучает.

3. Обиженная вера.

3.1. Обиженная компенсированная вера. Не добившись быстрых результатов, поленившись читать книжки или разочаровавшись в получении репутации "ходячей Абхидхармы" человек может разочароваться и уйти в другую религию. В таком случае он будет яростно критиковать буддизм и говорить, что только в его новой религии – настоящая Истина. Впрочем, и в новой религии этап "детской веры" сменится этапом "книжности" или этапом веры обиженной.

Аналогия из тренажерного зала: разочаровавшись в "качалке", наш герой уходит заниматься "на турнички" - т.е. новомодным воркаутом, ну или единоборствами. Пребывая на стадии восторженного новичка всячески смеется над "неповоротливыми кочками" и говорит, что он такой хлесткий, резкий и т.д., что с "двойки" уронит любого "качка", ну или "воткнет прогибом", при этом сам герой пока еще не стоял ни раунда в спарринге или не освоил даже забегания на мосту.

3.2. Обиженная некомпенсированная вера. Случай буддийского атеизма. Человек не верит в то, что буддизм – это нечто большее, чем набор психотерапевтических кунштюков. Считает себя "буддийским агностиком", буддизм не считает религией, проповедует "нерелигиозный буддизм, очищенный от поповщины, ритуалов и мистики". На поверку этот "нерелигиозный буддизм" оказывается банальным аутотренингом, смешанным с психотерапией.

Аналогия из тренажерного зала: человек ходит в зал "для себя". Из года в год поднимает те же самые веса и делает те же самые упражнения, внешне он такой же, как и год, и два года назад. То есть некую спортивную форму посетитель зала поддерживает, за абонемент платит исправно, но не верит в то, что сможет набрать еще 10 кг мышечной массы или пожать лежа "сотку".

4. Взрослая вера.

Буддист изучил матчасть своей школы, трезво оценивает свои возможности и ту ситуацию, в которой ему приходится практиковать. На этом этапе у человека есть неопровержимые, объективные подтверждения того, что Дхарма все-таки работает. Есть знаки реализации практик. Они могут быть не такими, как описано в некоторых мануалах: незамерзающая вода в чашах, исчезновение вшей и блох и т.д., но знаки вполне каноничные.

Аналогия из тренажерного зала: по человеку уже заметно, что он занимается с отягощениями. Спортсмен понимает, что "Мистером Олимпия" ему не стать, но вот увеличить при натуральном тренинге руку с 40 до 45 см. он сможет, сможет и увеличить рабочие веса в упражнениях.

asiarussia.ru

Во что верит и как мыслит буддист

Из этой небольшой статьи вы узнаете во что верит и как мыслит буддист. Как известно буддизм очень интеллектуальная религия, и не совсем обычная. Хранение ума. сострадание, ненасилие, медитация и многие другие йогические практики используют буддисты для достижения целей учения Будды.

Ниже показаны основные мысли, на которых должен концентрироваться буддист, да и вообще развивающийся человек.

Четыре основные мысли (тиб. лодрё нам жи), или четыре подготовительные практики: Четыре мысли, направляющие ум к Дхарме и развивающие глубокое понимание основных реалий нашей жизни.

Драгоценное человеческое существование

В дхармических поучениях подробно объясняется, что такое драгоценная человеческая жизнь. Это ни в коем случае не обобщение. «Драгоценная человеческая жизнь» относится именно к вам. Вы можете практиковать Дхарму, и поэтому ваша жизнь драгоценна: вы свободны изучать Дхарму, посещать лекции по Дхарме, обладаете интеллектом, чтобы понимать Дхарму, и физически способны выполнять практику. Это показывает, насколько вы удачливы.

Во что верят буддисты

Во что верят буддисты

Нижеследующая история хорошо передает смысл выражения «драгоценное человеческое существование».

Однажды попрошайка нашел на дороге огромный рубин. Он не знал, что может выручить за него много денег. Целыми днями он выпрашивал еду, а драгоценность валялась в кармане. Он так и умер бродягой. Он не нашел применения рубину, и тот оказался совершенно бесполезен.

Эта простая притча доказывает: если вы не осознаете невероятную ценность жизни, она не более чем рубин, спрятанный в кармане.

Непостоянство

Размышления о непостоянстве, о неизбежности изменений и смерти, полностью меняет отношение к действительности. Очень важно помнить о непостоянстве. Проходящие моменты складываются в дни, дни — в месяцы, месяцы превращаются в годы, а годы — в нашу уходящую жизнь. Мы хотим сделать или попробовать столько вещей, но лишь немногое удается осуществить.

[adrotate group=»2″]Подумайте, как много лет прошло, а вы так и не закончили читать запланированную книгу! Такова жизнь. Она проходит незаметно для вас. Поскольку именно эта жизнь столь драгоценна, не теряйте времени, следуя прихотям блуждающего ума. Мы не знаем, сколько еще проживем, и благоприятное перерождение нам не гарантировано. Поэтому цените время, которым располагаете прямо сейчас, не тратьте попусту.

Тренировка ума, или лоджонг — это ключевые поучения школы Кадам, ведущей начало от Атиши Дипамкары Шриджяны (982—1054). Хотя этот метод был дан самим Буддой, долгое время его распространяли путем тайной устной передачи через линию великих Бодхисаттв.

Как стать буддистом

Как стать буддистом

Это всеобъемлющая практика, подходящая любым типам учеников. Она содержит весь путь и не зависит от происхождения человека или его принадлежности к какой-либо школе буддизма. Практикуя усердно, каждый может достичь Просветления посредством лоджонга.

Лоджонг называют dutsi nyingpo, что означает «естественный нектар». Нектар — жидкость настолько чистая, что даже одна капля может очистить большой водоем. Эти поучения подобны самой сути очищающего, целительного нектара.

Суть учения

Учение лоджонга можно условно разделить на 4 части:предварительные практики, взращивание высшего взгляда (воззрения), медитация «давать и брать» (тонглен), и причины и условия для развития практики тонглен.

[adrotate group=»3″]Предварительные практики подразумевают базовое понимание учения Будды и развитие однонаправленности ума посредством медитации шине (санскр. шаматха). После этого, с помощью медитации проникающего видения (тиб. лхатонг, санскр. випашьяна) достигается понимание пустоты и нерожденной природы ума.

Затем наступает очередь основной практики, тонглена, или медитации «давать и брать». Тот, кто усердно упражняется в тонглене, может достичь первого уровня пути Бодхисаттвы (бхуми) в течение одной жизни.

Тренировка ума питает и взращивает природу Будды, чистое семя Пробуждения, живущее в сердце каждого существа. Она может трансформировать эгоистическое цепляние за «я» в понимание отсутствия «я». По этой причине практикующие «тренировку ума» говорят, что цепляние за «я» имеет природу Будды. Самая ее суть — отсутствие «я».

Последний, четвертый этап — это понимание причин и условий, необходимых для совершенствования в тонглене.

Надеемся, что вам понравилась статья о том во что верит и как мыслит буддист. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://vbuddisme.ru/

samosov.ru

Философия бодибилдинга | Бодибилдинг и культуризм

Ищите свободу самовыражения, дорогой читатель. Стремитесь к этому всей душой, это самая стоящая цель из всех, которые человек может поставить себе в этой жизни — достичь независимости мировоззрения и мироощущения. Ведь догмы слишком часто делают нашу жизнь невыносимой, ужасающе искусственной и скучной. Стремитесь к свободе, и вы сумеете раскрыть и понять себя. Неважно, достигнете вы ее или нет. Если вы встали на этот путь, ваша жизнь обязательно станет гораздо светлее, радостнее и полноценнее.

Если во время тренировки в душе что-то не в порядке, пустячный вес согнет вас пополам, напрочь лишит сил и всякой возможности его поднять. Я знал парня, который в те дни, когда был переполнен подсознательной агрессией (хотя сам он этого не замечал), недобирал до своих нормальных весов в упражнениях по 10-15 кг. Это не шутка. Если в душе неправильные устремления, что-то в нас самих не позволит вам собраться «на все сто» и выдать на занятиях мало-мальски достойный результат.

Этот простой «предохранительный» механизм придуман Богом для того, чтобы, находясь в неверном состоянии духа, вы не смогли покорить серьезную вершину и, как следствие, гордиться этим и радоваться этому, поскольку эгоистическая радость приносит душе очень сильный вред. Надо наоборот грустить, мучиться, поститься, страдать и очищаться, пока в вас не перестанет клокотать, бурно вскипать и пузыриться агрессия. Признак, по которому можно понять, что агрессия ушла — то, что на тренировке все снова станет получаться. Если что-то не ладится, лучше сначала заглянуть в себя, поразмышлять, прежде чем предпринимать категорические решения. Будьте осторожны и не забывайте, что превыше всего — жизнь без претензий и обид. А это достигается не только бодибилдингом.

Здесь мы подошли к последнему, самому важному вопросу. Зачем я так много говорил вещах, которые, с традиционной точки зрения, совсем не вписываются в само понятие «бодибилдинг» и не имеют к нему особого отношения? Мол, рассказывал бы лучше о различных упражнениях с тяжестями и как можно подробнее, о разных их комбинациях, системах и комплексах.

Я пытаюсь доказать, что в жизни вообще и бодибилдинге в частности есть совсем другие идеалы и другие цели, к которым стоит стремиться. Кроме того, если вы не будете постоянно очищать душу посредством медитаций, бега, плавания и других форм работы над собой, вы не сможете до конца реализоваться как культурист. Просто не сможете заниматься культуризмом, не вредя при этом душе. Не боитесь такого вреда — пожалуйста, качайтесь по старинке, как 20 лет назад. Только раньше это работало нормально, а сейчас не обходится без последствий. Я заявляю это совершенно серьезно и с полной ответственностью. Новое время требует нового мышления, нового алгоритма жизни.

Я попытался разложить на составляющие природную философию и природные средства и, параллельно, бодибилдинг, найти, где именно они должны соприкасаться. При неправильной их «стыковке» одна часть не будет соответствовать другой, и контакта не получится. Нужно было найти точки соприкосновения, отыскать, какие «проводки» одной системы можно «припаять» к «проводкам» другой. На это у меня ушло 7 лет. Я искал так настойчиво, потому что любил бодибилдинг и не собирался от него отказываться. Однако в своем застывшем, традиционном виде он перестал меня притягивать, я не чувствовал, что смогу совершенствовать себя на тренировках. Мало того, в подобном проявлении он стал мне мешать жить. В то же время отказываться от занятий мне тоже не хотелось.

Соединить и логически объяснить, сплести воедино и обосновать сопричастность природы и бодибилдинга было нелегко, но в моем случае было просто необходимо. Я хотел сохранить его для себя как средство по самоизменению. Какие именно природные настроения резонируют с конкретными настроениями бодибилдера? Какие именно природные явления и методы соответствуют определенным техникам, методам и приемам бодибилдинга? Я очень долго искал ответы на эти вопросы и, как мне кажется, кое-что нашел.

Если подвести под бодибилдинг философскую базу, созвучную базе ушу и буддизма, то он превратится в сильнейшее укрепляющее средство, поистине «секретное оружие» в борьбе со слабостью, дряблостью, безволием и другими подобными явлениями. Очень надеюсь, что вам такая философия в чем-то поможет обрести и укрепить себя.

Чтобы суметь удержаться в жизни, нужна сила. Та самая сила, которую дает «железо». Пользуйтесь идеалами природы и средствами бодибилдинга. Это будет эффективнее, чем применять технические приемы бега и единоборств. А пока... Тренировки продолжаются! От этого никуда не уйти.

Наш с вами разговор на этом подошел к концу. Мы обсудили достаточно серьезную тему и затронули серьезный пласт науки о самооздоровлении — бодибилдинг. Говоря о поднятии тяжестей, силовом спорте, о гармонизации тела, души и духа, о разумном, осмысленном питании, мы одновременно приобщились к философии природы.

На этом пути, пути самосовершенствования, вам придется очень много фантазировать, одушевлять неодушевленное, в том числе, тяжелое «железо». Словом, вам придется рассказывать самому себе сказку, вы же будете в ней главным действующим лицом и центральным героем — сказочным героем в прекрасном и непостижимом мире силы. И в этом мире вам нечего будет делать, если вы действительно не вообразите и, в конце концов, не почувствуете себя настоящим героем, который побеждает всегда — пусть для начала только свои недостатки, свою лень и слабости. Но, возможно, потом, герой станет достаточно могучим для гораздо более серьезных поступков и дел в этом мире. Станет достойным действительно больших побед и сможет прожить эту жизнь так, как и подобает настоящему человеку. В согласии с собой, со всей Вселенной, с Богом.

Антон Шашурин «Новый бодибилдинг»

www.artbody.ru

Жизнь Будды. Учение Будды Шакьямуни / Портал Обучения и Саморазвития

В чем заключался смысл жизни Будды, и почему возникло учение Будды Шакьямуни, позднее названное в последствии Буддизмом. Этот вопрос мы сегодня и обсудим, а также расскажем о самом учении, его принципах и идеях.

Рождение и жизнь Будды

Согласно традиционным и авторитетным источникам, Будда жил с 566 по 485 год до нашей эры в Индии. Будда Шакьямуни родился в городе Капилавасту, в царской семье государства Шакья в Северной Индии. Отец – Шуддходана, а мать – Майядеви. При рождении принц получил имя Сиддхартха Гаутама.

Еще при рождении было предсказано, что он станет либо Могущественным Царем, либо отшельником и монахом. Естественно, что второй вариант не устраивал его родных и потому Сиддхартху держали в полной роскоши, и он даже успел жениться и у него родился сын Рахула. Жену звали Яшодхара, и всем уже казалось, что на этом все и закончится.

Но все же, случилось то, что и было предсказано. На прогулках принца сопровождал его возничий и слуга Чанна. И когда юный Сиддхартха повстречал больного человека, а также старика, мертвеца и аскета – то Чанне пришлось объяснять значение этих событий.

Поскольку Будда и в прошлых жизнях вел практику осознания непостоянства и страданий – это привело его к выводу, что нужно с этим что-то делать. Поэтому тайно, с помощью своего слуги Будда покинул свою семью и королевство.

Первые Учителя Будды и аскеза

Странствуя, как отшельник и искатель, Сиддхартха сначала обучался у двух Учителей – Каламы и Рамапутры, которые обучили его концентрации и медитации.

И все же достижение медитативных состояний не удовлетворило его – это было лишь временное избавление от страданий, состояние покоя и блаженства — это еще не полное постижение Истины.

Тогда оставив своих Учителей, вместе с 5 такими же искателями он начал суровую практику аскетизма. Днем было очень жарко, но они выходили на открытое пространство, где их жгло солнце, а ночью уходили в джунгли, где было очень холодно.

К тому же, приходилось есть что попало, да и хищных животных и ядовитых тварей тоже хватало. Через 6 лет постоянной аскезы Будде становилось ясно, что данный путь лишь изнуряет и истощает человека, но не дает просветления.

Как произошло пробуждение или Просветление Будды

Гаутама оставляет своих спутников аскетов и продолжает путь в одиночку. Недалеко от одной из деревень он падает на дороге от истощения. Проходящая по этой же дороге маленькая девочка по имени Суджату несла рис и молоко и конечно она поделилась с лежащим от истощения человеком.

Получив свежие силы, Будда садится под дерево Бодхи и погружается в продолжительную медитацию и самадхи. Так в возрасте 35 лет принц Сиддхартха достиг полного и совершенного Пробуждения и состояния Будды.

В поздние время его стали называть Будда Шакьямуни или Божественный Мудрец из рода Шакьев, а местность где обретено просветленное состояние получило название в поздние времена Бодхгайя.

Что такое Самадхи?

Самадхи это определенное состояние которое возникает вследствие концентрации или слияния с внешними объектами, оно часто ассоциируется с просветлением.

Существуют различные виды Самадхи: например, с частичной остановкой сердца и дыхания, и с полной их физической остановкой.

Когда человек погружается вовнутрь, его чувства и связанный с ним ум престают работать, но человек не умирает, поскольку существуют более глубокие слои сознания, наполненные светом и блаженством.

Состояние Нирваны – это полное прекращение желаний и страданий этого мира.

Каким бывает самадхи?

Иногда Самадхи называют духовным состоянием сознания и делят на 3 уровня.

Самый первый – это Савикальпа Самадхи, в котором понятия о времени и пространстве иные, чем в обычном состоянии. Обычно у нас много планов и желаний, а в этом состоянии существует идея завершенности всего. Мысли и идеи на вас не влияют.

Затем идет Нирвикальпа Самадхи – здесь огромное блаженство и вы являетесь этим блаженством, покрывающим всю вселенную.

Сахаджа Самадхи – полное слияние со своей сутью и совершенное Пробуждение.

Состояние Будды – 6 сверхъестественных сил (сверхспособностей)

Посредством Самадхи, обретенном в концентрации и правильном размышлении на непостоянстве и страдании этого мира можно обрести 6 сверхспособностей (сидх):

  • Сверхъестественная способность перемещаться — это и способность левитации, когда человек поднимется в воздух и перемещается там без внешних усилий, а также способность перемещаться в другие измерения или миры;
  • Божественные Уши – человек может слышать на расстоянии голос других людей или богов, которые не могут слышать другие люди;
  • Способность Читать Чужие Мысли – когда собственные мысли остановлены, можно читать мысли других людей;
  • Способность знать прошлые жизни – возможность знать бесчисленное множество прошлых жизней. В Самадхи за несколько минут можно получить опыт многих жизней, ведь время там остановлено, и информация считывается намного быстрее скорости света. Опыт прошлых жизней вспоминается таким образом: в прошлой жизни я имел такой-то опыт, ел такую-то пищу, была такая-то семья, и умер так-то и так-то.
  • Способность знать будущие жизни;
  • Совершенная и абсолютная мудрость богов.

Но обретя совершенное Самадхи и Пробуждение, Будда Шакьямуни не был полностью удовлетворен, ведь многие существа остаются в этом мире полном страданий.

Принципы и идеи Будды

Поэтому некоторое время своей жизни Будда размышлял. Ведь он познал множество высших законов, но кто их поймет?

И все же основополагающие законы или истину решено было дать обычным людям. Это известные всему миру Законы о Карме, Реинкарнации, Сансаре и Четыре Благородные Истины.

Что такое закон Кармы?

Согласно учению истины, миром правит закон причины и следствия, что и есть карма. Ведь люди неравны уже при рождении – одни рождены в богатой семье, другие в бедной. Кто-то хочет получить что-то в жизни, а у него не получается, хотя другому многое дается легко.

Способность к учебе, таланты и успехи в бизнесе – другими словами все определяет закон причины и следствия. Человек рождается из-за своей кармы и умирает согласно ей.

Если сказать проще, человек состоит из кармы, у него есть и карма гнева, и жадности и привязанности. Весь опыт, существующий у человека, создан его кармой.

Уничтожив карму, как это сделал Будда Шакьямуни, мы больше не будем рождаться, и испытывать страдания, так как в этом просто исчезнет необходимость для нашего дальнейшего саморазвития.

Закон Реинкарнации

Закон реинкарнации в Буддизме говорит, что мы перерождаемся бесчисленное количество раз, и потому Будда говорил, что все существа были нашими матерями. Если собрать все слезы наших рождений – они будут объемом больше всех морей и океанов.

А если собрать все кости, которые оставлены нами в результате прежних рождений – они будут выше знаменитой горы Меру на Небесах, которая как считается, имеет высоту несколько десятков километров.

Реинкарнация существует по причине кармы, когда карма очищена или уничтожена – реинкарнация также прекращается.

Что такое сансара?

Будда открыл закон перевоплощений и кармы. И все это происходит в мирах непостоянства, где существа вынуждены рождаться и перерождаться, испытывая различные страдания от своей кармы.

Как Сансара, так и Карма создаются поступками тела, речи и мыслей. И причина рождения в сансаре – это непонимание своих желаний, это невежество считать свои желания за радость.

В этом мире, поскольку он непостоянен, радость построена на не радости, а счастье построено на несчастье. Нет ничего вечного и постоянного в этом мире, и потому превзойти всеобщее непостоянство – это путь к всеобщему абсолютному счастью.

Счастье уже внутри тебя!

Наше подлинное счастье находится внутри нас и не зависит от внешнего. Наша Подлинная Природа или Истинное Я или Эго – обладают изначальным совершенным счастьем и свободой.

Четыре Благородные Истины Будды

Далее, после своего Пробуждения Будда Шакьямуни решил рассказать про Истину в этом мире. Пять его спутников по аскезе и стали его первыми учениками, которые впоследствии стали просветленными.

Своей жизнью Будда решил наполнить смыслом жизнь и обычных людей, а для этого необходимо осознать Истину о Страдании, и ее Прекращении, этому и служат 4 закона, или благородные истины учения будды.

Первая Истина о Страдании – само рождение уже есть страдание, за которым следуют болезни, старость и смерть, а также боль, разлука и невозможность получить желаемое.

Вторая Истина о Причинах Страдания – причина в том, что человек привязан к своим желаниям и желает слишком многого. Одно желание следует за другим и цепочка перерождений не прекращается. Колесо сансары безжалостно прокатывается по живым существам, принося страдания и непостоянство.

Третья Истина Будды о Прекращении Страдания – их можно уничтожить, уничтожив привязанности и желания, приносящие страдания.

А уже Четвертая Истина – это Истина Пути: страдания и непостоянство разрушаются Анализом непостоянства, соблюдением Заповедей, и кроме того Размышлять правильно, входить в практику Медитации и Самадхи, размышляя о непостоянстве и страдании этого мира, а также его пустотности и отсутствия самости или «я» в теле и внешних вещах.

Дхарма Будды

Считается, что Будда Шакьямуни проповедовал истину до 80 лет. За это время многие из его учеников стали Архатами (Пробужденными) и даже его отец Шуддходана стал Архатом, незадолго до смерти.

Его мать Маха Майя и его жена Яшодхара, последовали за монашеской общиной, и затем Будда решил принять их в свою общину. Сын Рахула также стал его учеником.

Людей, которые следуют учению Будды стали звать буддистами, хотя сам он называл это учением истины.

Родословная Учения Будды Шакьямуни

Своим ученикам Будда говорил, что его родословная берет свое начало не в этой жизни. Он говорил, что практикует уже не одну жизнь, а сотни тысяч кальп. А одна кальпа это где-то 20 или 40 миллиардов лет.

Вот сколько раз он перерождался в различных мирах, прежде чем стал Буддой. Так, много кальп тому назад, когда еще только начал свой длинный путь, он встретил Будду Дипанкару, и когда тот шел по дороге, то он расстелил свои длинные волосы с намерением стать Буддой и избавить от страданий других существ.

Вывод

Жизнь Будды – яркий пример того, что в каждом человеке находиться неизменное и подлинное счастье, свободное от непостоянства и страданий. И каждый из нас может пройти этим путем – путем, который уже освещен и озарен светом великого мастера и огромным количеством десятков и даже сотен миллионов его, только современных последователей во всем мире.

Поэтому в следующих статьях мы еще продолжим говорить о мудрости, философии и сути классического Буддизма, а также других интересных его направлениях как тибетский Буддизм и даже Дзен и Тантрическое направление учения Будды называемое Тантра.

samosoverhenstvovanie.ru

Кратко о тибетском буддизме - уникальном синтезе двух религий

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибетский буддизм – одна из самых популярных, уникальных и невероятно увлекательных ветвей буддийского учения. Эта статья расскажет кратко о тибетском буддизме: как, когда и откуда он пришел, какие имеет направления, чем отличается в современных реалиях, а еще – кто такой Далай-лама и как его выбирают.

Содержание:

История возникновения

Основные школы

Особенности тибетского буддизма

Кто такой Далай-лама

Заключение

 

История возникновения

Постепенно ослабевая на своей исторической родине – в Индии, в VII веке буддизм начал перетекать прямиком в Тибет, но укорениться в этих краях ему удалось далеко не сразу.

Его возникновение можно разделить на 3 этапа:

1. VII- IX век

В то время в Тибете господствовала коренная религия Бон, что в переводе означает «распевать», «начитывать». Ее главными богами были Земля и Небо. Шаманизм процветал, люди верили в многочисленных духов (духи озер, рек, гор) и злых бесов. Специально подготовленные люди — жрецы — общались с этими духами: задабривали одних и пытались победить других.

Религия Бон существует в Тибете и по сей день.

Появление буддистов в Тибете изменило течение обеих религий: буддийской и бонской. Заимствуя друг у друга идеи, они сплелись воедино, зародив новую религию – тибетский буддизм. Это был своеобразный симбиоз индийской буддийской традиции с религией Бон.

Однако у новой философии были ярые противники, им не нравился сложившийся уклад жизни местного населения. Один из них – Лангдарма, правивший в IX веке и ставший инициатором движения против буддизма, который впоследствии ему удалось искоренить на какое-то время.

2. XI- XII век

Этот период – новый виток развития буддизма в Тибете. После недолгого противостояния «крайним» последователям религии Бон буддийская традиция прочно осела в этих местах, предопределив вектор их дальнейшего культурного развития. Монастыри, где жили монахи, разрослись по всей территории.

3. XIII-XIV век

К этому моменту появлялись все новые школы буддийской философии. Каждая из них зарождаясь, усиливала свое влияние и затем сменялась другой. Изначально самым важным монастырем был Саскья и его школа – сакья. Могущество его подкреплялось поддержкой императоров Китая династии Мин.

Однако даже это не уберегло его от краха, и постепенно это течение было вытеснено направлением гелуг, или так называемыми «желтошапочниками». Эта форма многим обязана своему основателю – Дже Цонкапе. Реформатор выступал за возвращение жесткой морали в монастырях, что привело к централизации духовной власти Тибета.

Полноправным главой религиозной и светской власти страны становились Панчен-лама (был воплощением Будды-Ами-табы) вместе с Далай-ламой (был воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары).

Основные школы

За несколько веков буддизм в Тибете прочно укоренился: гармонично сплелся с существовавшими там вероисповеданиями, сросся с местным менталитетом, став основной его религией. Из Индии были привезены рукописи, реликвии, на основе крупных монастырей формировались буддистские школы, появлялись монахи.

Среди всего многообразия форм буддийского учения наиболее влиятельны четыре школы:

  • Гелуг – самое распространенное направление. Ее последователей называют «желтошапочниками», потому что они носят головные уборы этого цвета. Именно эта школа явила миру Далай-ламу. Ученики изучают философские труды, буддийскую литературу, развивают память, учатся абсолютной концентрации. По итогу обучения все должны проходить аттестацию, а решение принимает специальная комиссия. Монахи дают обет безбрачия и полной трезвости.
  • Кагьюд – школа, в центре которой находится устная передача знаний от учителя к ученику. От нее отходят направления черношапочников и красношапочников. В этом ответвлении передаются учения о единстве женского начала с мужским, практики йоги, психотехники, помогающие открыть в себе сверхспособности.
  • Ньингма – учение тантрической мудрости. В рамках нее появилась ануттара-йога-тантра, которая представляет собой практику эзотерики из нескольких ступеней. Монахи могут странствовать по свету, служа вне монастырей. На сегодняшний день эта школа представлена учением дзогчен, помогающее обратиться к сознанию посредством невербальных связей.
  • Сакья – школа, в свое время имевшая большое значение в становлении теократизма в тибетском государстве. Основная мысль этого направления – цель пути неотъемлема от самого пути, который ведет к освобождению, уже существующему в сознании человека. Монахи этого направления могут жениться, заводить детей.

Особенности тибетского буддизма

Буддизм Тибета современный европейский мир часто называет ламаизмом, но это не совсем верно, потому что это понятие не раскрывает, не охватывает полностью всех особенностей этой религии, а лама может не быть монахом. Это учение претерпело многие изменения, его ключевые мысли менялись с течением времени, но все же основы остались незыблемы и сохранились до настоящего момента.

В отличие от традиционного, тибетский буддизм вследствие смешения с разными культурными традициями местного населения огромное значение придает ритуалам. В нем привычные для буддистов понятия смешались с разного рода магией, обрядами, гаданиями. Они проникали в жизнь любого человека, так или иначе связанного с религией: от монахов до обычных мирян.

Буддийское учение Тибета имеет свой язык, исторические манускрипты, различные практики и – что самое характерное – пантеон богов. Почитаются боги самого разного уровня: Будда, святые, божества, личные покровители, бодхисаттвы, божества, которые могут одолеть злых духов, демонов.

Главная цель буддистской практики – всеведение и достижение освобождения, нирваны. Поэтому большую роль играют взаимоотношения «учитель-ученик». Монахи занимаются медитацией, читают священные тексты, поют мантры, а их доброта известна по всему миру. Их добродетель заключается также в совершении паломничеств, поклонов и подношений.

Самая известная и сильная мантра обращается к бодхисаттве Авалокитешваре и звучит сладкой песней для буддиста: «Ом мани падме хум».

Очень почтительно и внимательно именно эта буддийская философия относится к смерти, потому что считается, что можно достичь просветления также при отходе от этой жизни. Этому призвана научить знаменитая «Тибетская книга мертвых», описывающая те состояния, которые переживает душа после смерти, помочь ей противостоять узам, притягивающим к сансаре, и полностью освободиться от страданий.

Над телом умершего читается эта книга, где напоминаются шаги, которые нужно сделать душе на пути освобождения, а также приводятся мантры и молитвы, чтобы облегчить этот путь.

Кто такой Далай-лама

Далай-лама – невероятно важная фигура в тибетской культуре. Буквально этот титул переводится как «Лама-море» или «великий Лама». Во всех школах его почитают наряду с Буддой, Дхармой, Сангхой, ведь он четвертая драгоценность, объединяющая всех буддистов тибетского толка и несущая учение в большой мир.

Еще в 1639 г. Далай-лама стал вершиной теократизма, соединив в себе духовную и светскую власть, руководил всем государством. Его власть никогда не передавалась по наследству. Для выбора нового ламы существует традиция тулку.

Считается, что после смерти он добровольно перерождается. Панчен-лама вместе с другими приближенными отправляется на поиски переродившегося Далай-ламы. Они ищут его среди мальчиков, которых определяют по специальным признакам, а затем проверяют их с помощью своего рода «экзаменов». Например, из множества предметов мальчикам предлагают выбрать вещи самого ламы.

В 1956 г. Китай напал на Тибет, а нынешний Далай-лама XIV вместе с тысячами последователей и простых жителей вынужден был спасаться бегством. Сейчас многие из них живут в Индии, в Непале.

После оккупации Тибета Китаем поклонение Далай-ламе строго запрещено, за одно только хранение тибетцем его фотографий может последовать жестокое наказание.

Далай-лама XIV является важной личностью в современной мировой культуре: он удостоился множества наград, говорящих о ясности ума и любви к человечеству, а 1989 году был лауреатом Нобелевской премии мира.

Современный кинематограф представляет множество самых разных фильмов, повествующих об интересной, насыщенной, местами трагичной жизни нынешнего Далай-ламы. Самые популярные из них – «Кундун» Мартина Скорсезе и «Далай-лама: Рассвет/Закат» российского производства.

Заключение

На этом мы сегодня закончим. Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья была для вас полезной, не забудьте поделиться ею в социальных сетях!

o-buddizme.ru


Смотрите также