Бодибилдинг в исламе


Ислам для всех! - Можно ли мусульманину заниматься таким видом спорта, как бодибилдинг?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогая сестра Катя, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам позволяет мусульманину заниматься спортом и играть в игры, если только такие занятия полезны для поддержания хорошей спортивной формы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам: “Учите своих детей плаванью, стрельбе из лука и езде верхом”.

Есть множество видов спорта и игр, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам как источник удовольствия и отдыха. Такие виды спорта требуют навыка и подразумевают физические упражнения.

Однако спортивные состязания и игры не должны предусматривать харамные (запретные - прим. переводчика) действия и употребление вредных для организма веществ, например, стероидов, которые принимают многие культуристы.

На Ваш вопрос отвечает шейх М. С. Аль-Мунаджид:

“Бодибилдинг призван сделать тело сильным и здоровым, что очень важно. Ислам заинтересован в физическом и духовном благополучии человека, и поощряет все виды спорта, которые укрепляют тело, способствуют поддержанию здоровья, а также обеспечивают отдых и досуг: это плавание, стрельба, верховая езда, фехтование и борьба.

Однако ислам, разрешая занятия спортом и призывая к этому людей, не делает их самоцелью. Наоборот, ислам считает спорт средством защиты своих священных законов, а также достоинства и прав мусульман – на основании того, что сила является одним из самых важных средств достижения победы и отражения угроз, с которыми сталкивается ислам.

Если цель спорта заключается в подготовке тела для исполнения обязанности джихада и утверждения слова Аллаха, то он очень важен. Всевышний Аллах говорит: “Приготовьте [,верующие,] против неверующих сколько можете военной силы” (Коран, 8: 60)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сильный верующий лучше и более любим Аллаху, чем слабый” (Муслим).

Если целью [занятий спортом] является релаксация и поддержание здоровья, то спорт разрешен. Но если во время [занятий им] совершаются запрещенные действия, например, пропуск молитвы, раскрытие какой-либо части аурата (части тела, которые должны быть покрыты), вольное общение с противоположным полом и так далее, тогда это харам.

Те, кто во время занятий бодибилдингом раскрывает свой аурат, несомненно совершают харам. Аурат мужчины находится от пупка до колена, и ему запрещено раскрывать его перед кем-либо кроме своей жены. Ему также запрещено смотреть на аурат других.

Основным законом в этом вопросе являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Что между пупком и коленом - аурат”.

Если спорт не допускает нарушение этих запретов, то в занятии им нет ничего плохого.

После всего сказанного я хотел бы подчеркнуть следующие два момента:

1. Некоторые из тех, кто занимается этим видом спорта, движимы самовлюбленностью и стремлением выставить перед другими напоказ свое красивое тело и крепкую мускулатуру, а также другими неподобающими стимулами. Верующий должен всего этого избегать и стремиться украшать себя добрым отношением (к другим), смирением и справедливостью.

2. В чрезмерном увлечении и озабоченности внешней привлекательностью своего тела нет ничего благого. Единственное благо от этого вида спорта таково, что он помогает мусульманину поддерживать здоровье, исповедовать ислам, участвовать в джихаде ради Аллаха и совершать акты поклонения, требующие физической силы, например, хадж.

Вхождение в крайности обычно отвлекает мусульманина от более важных вещей, как это в наше время случается с теми, кто занимается многими видами спорта, тренируясь помногу каждый день.

Какое благо обретет мусульманин, если его тело будет сильным как у быка, а душа лишена веры и благодетели?

Шейх Ахмад Кутти добавляет:

“Игры определяются как халяль (разрешенные) или харам (запретные) после соотнесения всех их преимуществ и недостатков. Если в спорте или игре есть ощутимые преимущества, то они разрешены или даже желательны, а если тот или иной вид спорта скорее вреден, чем полезен, то его вполне можно считать запрещенным.

Далее, при соотнесении преимуществ и недостатков Шариат ставит отсутствие какого-либо [реального] вреда превыше любых потенциальных благ.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) борьба подразумевала использование физической силы и навыков в сражениях с противниками. Такие навыки были и остаются весьма желательными или даже необходимыми для самозащиты. Далее, поощряются тренировки для формирования мускулатуры тела. Борьба подпадает под эту категорию”.

В свете всего сказанного становится ясно, что бодибилдинг является разрешенным видом спорта, которым мусульманин может заниматься для оздоровления и формирования своего тела.

islam.com.ua

Ислам для всех! - Можно ли мусульманину заниматься таким видом спорта, как бодибилдинг?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогая сестра Катя, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам позволяет мусульманину заниматься спортом и играть в игры, если только такие занятия полезны для поддержания хорошей спортивной формы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам: “Учите своих детей плаванью, стрельбе из лука и езде верхом”.

Есть множество видов спорта и игр, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам как источник удовольствия и отдыха. Такие виды спорта требуют навыка и подразумевают физические упражнения.

Однако спортивные состязания и игры не должны предусматривать харамные (запретные - прим. переводчика) действия и употребление вредных для организма веществ, например, стероидов, которые принимают многие культуристы.

На Ваш вопрос отвечает шейх М. С. Аль-Мунаджид:

“Бодибилдинг призван сделать тело сильным и здоровым, что очень важно. Ислам заинтересован в физическом и духовном благополучии человека, и поощряет все виды спорта, которые укрепляют тело, способствуют поддержанию здоровья, а также обеспечивают отдых и досуг: это плавание, стрельба, верховая езда, фехтование и борьба.

Однако ислам, разрешая занятия спортом и призывая к этому людей, не делает их самоцелью. Наоборот, ислам считает спорт средством защиты своих священных законов, а также достоинства и прав мусульман – на основании того, что сила является одним из самых важных средств достижения победы и отражения угроз, с которыми сталкивается ислам.

Если цель спорта заключается в подготовке тела для исполнения обязанности джихада и утверждения слова Аллаха, то он очень важен. Всевышний Аллах говорит: “Приготовьте [,верующие,] против неверующих сколько можете военной силы” (Коран, 8: 60)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сильный верующий лучше и более любим Аллаху, чем слабый” (Муслим).

Если целью [занятий спортом] является релаксация и поддержание здоровья, то спорт разрешен. Но если во время [занятий им] совершаются запрещенные действия, например, пропуск молитвы, раскрытие какой-либо части аурата (части тела, которые должны быть покрыты), вольное общение с противоположным полом и так далее, тогда это харам.

Те, кто во время занятий бодибилдингом раскрывает свой аурат, несомненно совершают харам. Аурат мужчины находится от пупка до колена, и ему запрещено раскрывать его перед кем-либо кроме своей жены. Ему также запрещено смотреть на аурат других.

Основным законом в этом вопросе являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Что между пупком и коленом - аурат”.

Если спорт не допускает нарушение этих запретов, то в занятии им нет ничего плохого.

После всего сказанного я хотел бы подчеркнуть следующие два момента:

1. Некоторые из тех, кто занимается этим видом спорта, движимы самовлюбленностью и стремлением выставить перед другими напоказ свое красивое тело и крепкую мускулатуру, а также другими неподобающими стимулами. Верующий должен всего этого избегать и стремиться украшать себя добрым отношением (к другим), смирением и справедливостью.

2. В чрезмерном увлечении и озабоченности внешней привлекательностью своего тела нет ничего благого. Единственное благо от этого вида спорта таково, что он помогает мусульманину поддерживать здоровье, исповедовать ислам, участвовать в джихаде ради Аллаха и совершать акты поклонения, требующие физической силы, например, хадж.

Вхождение в крайности обычно отвлекает мусульманина от более важных вещей, как это в наше время случается с теми, кто занимается многими видами спорта, тренируясь помногу каждый день.

Какое благо обретет мусульманин, если его тело будет сильным как у быка, а душа лишена веры и благодетели?

Шейх Ахмад Кутти добавляет:

“Игры определяются как халяль (разрешенные) или харам (запретные) после соотнесения всех их преимуществ и недостатков. Если в спорте или игре есть ощутимые преимущества, то они разрешены или даже желательны, а если тот или иной вид спорта скорее вреден, чем полезен, то его вполне можно считать запрещенным.

Далее, при соотнесении преимуществ и недостатков Шариат ставит отсутствие какого-либо [реального] вреда превыше любых потенциальных благ.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) борьба подразумевала использование физической силы и навыков в сражениях с противниками. Такие навыки были и остаются весьма желательными или даже необходимыми для самозащиты. Далее, поощряются тренировки для формирования мускулатуры тела. Борьба подпадает под эту категорию”.

В свете всего сказанного становится ясно, что бодибилдинг является разрешенным видом спорта, которым мусульманин может заниматься для оздоровления и формирования своего тела.

islam.com.ua

Ислам для всех! - Можно ли мусульманину заниматься таким видом спорта, как бодибилдинг?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогая сестра Катя, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам позволяет мусульманину заниматься спортом и играть в игры, если только такие занятия полезны для поддержания хорошей спортивной формы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам: “Учите своих детей плаванью, стрельбе из лука и езде верхом”.

Есть множество видов спорта и игр, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам как источник удовольствия и отдыха. Такие виды спорта требуют навыка и подразумевают физические упражнения.

Однако спортивные состязания и игры не должны предусматривать харамные (запретные - прим. переводчика) действия и употребление вредных для организма веществ, например, стероидов, которые принимают многие культуристы.

На Ваш вопрос отвечает шейх М. С. Аль-Мунаджид:

“Бодибилдинг призван сделать тело сильным и здоровым, что очень важно. Ислам заинтересован в физическом и духовном благополучии человека, и поощряет все виды спорта, которые укрепляют тело, способствуют поддержанию здоровья, а также обеспечивают отдых и досуг: это плавание, стрельба, верховая езда, фехтование и борьба.

Однако ислам, разрешая занятия спортом и призывая к этому людей, не делает их самоцелью. Наоборот, ислам считает спорт средством защиты своих священных законов, а также достоинства и прав мусульман – на основании того, что сила является одним из самых важных средств достижения победы и отражения угроз, с которыми сталкивается ислам.

Если цель спорта заключается в подготовке тела для исполнения обязанности джихада и утверждения слова Аллаха, то он очень важен. Всевышний Аллах говорит: “Приготовьте [,верующие,] против неверующих сколько можете военной силы” (Коран, 8: 60)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сильный верующий лучше и более любим Аллаху, чем слабый” (Муслим).

Если целью [занятий спортом] является релаксация и поддержание здоровья, то спорт разрешен. Но если во время [занятий им] совершаются запрещенные действия, например, пропуск молитвы, раскрытие какой-либо части аурата (части тела, которые должны быть покрыты), вольное общение с противоположным полом и так далее, тогда это харам.

Те, кто во время занятий бодибилдингом раскрывает свой аурат, несомненно совершают харам. Аурат мужчины находится от пупка до колена, и ему запрещено раскрывать его перед кем-либо кроме своей жены. Ему также запрещено смотреть на аурат других.

Основным законом в этом вопросе являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Что между пупком и коленом - аурат”.

Если спорт не допускает нарушение этих запретов, то в занятии им нет ничего плохого.

После всего сказанного я хотел бы подчеркнуть следующие два момента:

1. Некоторые из тех, кто занимается этим видом спорта, движимы самовлюбленностью и стремлением выставить перед другими напоказ свое красивое тело и крепкую мускулатуру, а также другими неподобающими стимулами. Верующий должен всего этого избегать и стремиться украшать себя добрым отношением (к другим), смирением и справедливостью.

2. В чрезмерном увлечении и озабоченности внешней привлекательностью своего тела нет ничего благого. Единственное благо от этого вида спорта таково, что он помогает мусульманину поддерживать здоровье, исповедовать ислам, участвовать в джихаде ради Аллаха и совершать акты поклонения, требующие физической силы, например, хадж.

Вхождение в крайности обычно отвлекает мусульманина от более важных вещей, как это в наше время случается с теми, кто занимается многими видами спорта, тренируясь помногу каждый день.

Какое благо обретет мусульманин, если его тело будет сильным как у быка, а душа лишена веры и благодетели?

Шейх Ахмад Кутти добавляет:

“Игры определяются как халяль (разрешенные) или харам (запретные) после соотнесения всех их преимуществ и недостатков. Если в спорте или игре есть ощутимые преимущества, то они разрешены или даже желательны, а если тот или иной вид спорта скорее вреден, чем полезен, то его вполне можно считать запрещенным.

Далее, при соотнесении преимуществ и недостатков Шариат ставит отсутствие какого-либо [реального] вреда превыше любых потенциальных благ.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) борьба подразумевала использование физической силы и навыков в сражениях с противниками. Такие навыки были и остаются весьма желательными или даже необходимыми для самозащиты. Далее, поощряются тренировки для формирования мускулатуры тела. Борьба подпадает под эту категорию”.

В свете всего сказанного становится ясно, что бодибилдинг является разрешенным видом спорта, которым мусульманин может заниматься для оздоровления и формирования своего тела.

islam.com.ua

Ислам для всех! - Можно ли мусульманину заниматься таким видом спорта, как бодибилдинг?

Ас-саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогая сестра Катя, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Ислам позволяет мусульманину заниматься спортом и играть в игры, если только такие занятия полезны для поддержания хорошей спортивной формы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам: “Учите своих детей плаванью, стрельбе из лука и езде верхом”.

Есть множество видов спорта и игр, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал мусульманам как источник удовольствия и отдыха. Такие виды спорта требуют навыка и подразумевают физические упражнения.

Однако спортивные состязания и игры не должны предусматривать харамные (запретные - прим. переводчика) действия и употребление вредных для организма веществ, например, стероидов, которые принимают многие культуристы.

На Ваш вопрос отвечает шейх М. С. Аль-Мунаджид:

“Бодибилдинг призван сделать тело сильным и здоровым, что очень важно. Ислам заинтересован в физическом и духовном благополучии человека, и поощряет все виды спорта, которые укрепляют тело, способствуют поддержанию здоровья, а также обеспечивают отдых и досуг: это плавание, стрельба, верховая езда, фехтование и борьба.

Однако ислам, разрешая занятия спортом и призывая к этому людей, не делает их самоцелью. Наоборот, ислам считает спорт средством защиты своих священных законов, а также достоинства и прав мусульман – на основании того, что сила является одним из самых важных средств достижения победы и отражения угроз, с которыми сталкивается ислам.

Если цель спорта заключается в подготовке тела для исполнения обязанности джихада и утверждения слова Аллаха, то он очень важен. Всевышний Аллах говорит: “Приготовьте [,верующие,] против неверующих сколько можете военной силы” (Коран, 8: 60)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сильный верующий лучше и более любим Аллаху, чем слабый” (Муслим).

Если целью [занятий спортом] является релаксация и поддержание здоровья, то спорт разрешен. Но если во время [занятий им] совершаются запрещенные действия, например, пропуск молитвы, раскрытие какой-либо части аурата (части тела, которые должны быть покрыты), вольное общение с противоположным полом и так далее, тогда это харам.

Те, кто во время занятий бодибилдингом раскрывает свой аурат, несомненно совершают харам. Аурат мужчины находится от пупка до колена, и ему запрещено раскрывать его перед кем-либо кроме своей жены. Ему также запрещено смотреть на аурат других.

Основным законом в этом вопросе являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Что между пупком и коленом - аурат”.

Если спорт не допускает нарушение этих запретов, то в занятии им нет ничего плохого.

После всего сказанного я хотел бы подчеркнуть следующие два момента:

1. Некоторые из тех, кто занимается этим видом спорта, движимы самовлюбленностью и стремлением выставить перед другими напоказ свое красивое тело и крепкую мускулатуру, а также другими неподобающими стимулами. Верующий должен всего этого избегать и стремиться украшать себя добрым отношением (к другим), смирением и справедливостью.

2. В чрезмерном увлечении и озабоченности внешней привлекательностью своего тела нет ничего благого. Единственное благо от этого вида спорта таково, что он помогает мусульманину поддерживать здоровье, исповедовать ислам, участвовать в джихаде ради Аллаха и совершать акты поклонения, требующие физической силы, например, хадж.

Вхождение в крайности обычно отвлекает мусульманина от более важных вещей, как это в наше время случается с теми, кто занимается многими видами спорта, тренируясь помногу каждый день.

Какое благо обретет мусульманин, если его тело будет сильным как у быка, а душа лишена веры и благодетели?

Шейх Ахмад Кутти добавляет:

“Игры определяются как халяль (разрешенные) или харам (запретные) после соотнесения всех их преимуществ и недостатков. Если в спорте или игре есть ощутимые преимущества, то они разрешены или даже желательны, а если тот или иной вид спорта скорее вреден, чем полезен, то его вполне можно считать запрещенным.

Далее, при соотнесении преимуществ и недостатков Шариат ставит отсутствие какого-либо [реального] вреда превыше любых потенциальных благ.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) борьба подразумевала использование физической силы и навыков в сражениях с противниками. Такие навыки были и остаются весьма желательными или даже необходимыми для самозащиты. Далее, поощряются тренировки для формирования мускулатуры тела. Борьба подпадает под эту категорию”.

В свете всего сказанного становится ясно, что бодибилдинг является разрешенным видом спорта, которым мусульманин может заниматься для оздоровления и формирования своего тела.

islam.com.ua

Спорт в Исламе — ЦРО «Духовный Центр Мусульман РИ»

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день наше общество находится в поглощающем поле дезинформации, основным источником которого служат недостоверные СМИ, не проверенные и не авторитетные статьи в интернете, а так же информация, передаваемая из уст в уста, без указания источника.

 

Благо, Аллах наделил разумеющих, через Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, знаниями, чтобы уметь различать дозволенное от запретного. Посредством Священного Писания и Сунны последнего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы обрели закон, мораль и все необходимое, для достойной жизни перед Творцом всего сущего, до Дня воскресения.

Наше общество, как и любое другое, нуждается в постоянном духовном обогащении, обновлении знаний о своей религии. В условиях, которые сложились в нашей стране и в республике, у нас, хвала Аллаху, есть возможность обратиться за ответом на тот или иной вопрос к алимам, которые с радостью и удовольствием, не упустят возможности помочь брату или сестре, и разделят с ними знания, которыми их одарил Всевышний.

Часто среди молодежи вспоминают пословицу: «В споре рождается истина», но при этом препирающиеся зачастую забывают, что это поговорка теряет свою формулу, касаясь религиозных аспектов. Часто религиозные споры, уводят людей так далеко от истины, что они незаметно приближаются к Шайтану. Поэтому повторюсь, уважаемые братья и сестры, спорные и сомнительные моменты, связанные с Исламом, у тех, кто действительно разбирается в этих вопросах! Один из вопросов интересующих сегодня молодежь связан со спортом.

Известно, что спорт в целом разрешен в исламе, а может быть даже обязателен. Существуют многочисленные примеры того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал занятие определенными видами спорта, для поддержания здоровья и подготовке верующих к отражению внешней агрессии.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое действие, отвлекающего верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырех занятий: стрельбы по мишеням, езды лошади, игр с семьей и обучения плаванью», — хадис привел Ат-Табарани. Этот хадис указывает на то, что физическое развитие тела, является полезным в нашей религии.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее Аллаху, чем слабый верующий, но в каждом из них есть добро» (Муслим). Этот хадис указывает на то, что мусульмане должны были сильными не только верой, но и физически. Мусульманин должен иметь крепкое тело и дух, равно как и крепкие моральные устои.

Кто-то, утверждает, что дозволены все виды спорта, другие же, что кроме нескольких запрещены все. Далее мы приведем принципы и виды дозволенных и запрещенных видов спорта.

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь будет бить кого-нибудь, пусть не касается лица этого человека», — Сахих аль-Бухари.

Этот хадис указывает на то, что любой вид спорта, в котором предусмотрены удары по лицу и голове, являются запретными по своему принципу.

Одним из неоспоримых условий дозволенности в спорте является прикрытие аврата. Спорт, в котором не прикрыт аврат, является запретным, за исключением тех, которых можно адаптировать под нормы Шариата. Каждый мусульманин, занимаясь тем или иным видом спорта, должен соблюдать те нормы в одежде, которые предусмотрены законом нашей религии.

Далее в списке запрещенных видов спорта являются те, что потенциально опасны для здоровья человека или же могут стать причиной смерти.

Вот что говорит по этому поводу д-р Музаммиль Сиддик:

«В исламе очень важна защита любой жизни. Ислам много говорит о защите человеческой жизни, но в то же самое время не запрещает нам рисковать. Следовательно, нужно избегать занятий видами спорта, опасными для жизни и здоровья. Между тем, если той или иной вид спорта считается рискованным, но для защиты жизни спортсмена предприняты все меры, тогда им можно спокойно заниматься, зная, что ваша жизнь вне опасности. Понятие «опасный вид спорта» применимо ко многим видам спорта – опасными могут быть даже скачки. Но если меры предосторожности соблюдены, то в этих видах спорта нет ничего плохого».

Сила, ловкость, безопасность для тела и нрава, а так же дозволенность с точки зрения Ислама – являются основными критериями в спорте. Ниже мы приведем примеры спортивных состязаний, дозволенных и запрещенных шариатом для мусульман.

Борьба

Этот вид спорта не только является дозволенным, но так же и сунной Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Стрельба из лука

Так же является сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Дозволенным так же считается и стрельбы из ружья и другого вида огнестрельного оружия.

Метание копья

Дозволенным считается метание копья, сюда же входит любой вид метания благодаря которому, по Воле Аллаха, развивается меткость и точность попадания в любую мишень – летающую, двигающуюся или неподвижную, как, например, метание ядра, диска, бумеранга, камня, гири, ножей, топора и пр.

Скачки

К дозволенному виду состязаний, без денежных или других ставок, относятся и скачки на лошадях, верблюдах и слонах. К ним же относятся состязания на парусных лодках, байдарках, шлюпках и т.д. Наряду с перечисленными можно в графу дозволенных, внести и безопасные состязания на машинах.

Плавание

Плавание является дозволенным видом спорта, в котором должны быть соблюдены требования Шариата. Так же, виды плавания должны быть полезными (плавание на расстояние, прыжки в воду, подводное плавание и пр.).

Бег

Является дозволенным, как и ходьба, независимо от расстояния. Сюда же можно отнести бег на лыжах, биатлон, прыжки в длину и высоту.

Единоборства

Любой вид единоборства, как способ самообороны разрешен. Главное, чтобы это не было видом борьбы, где велика вероятность нанесения вреда здоровью.

Состязания с мечом

Из дозволенных видов спорта являются футбол, теннис, гольф, волейбол, баскетбол, бадминтон, гандбол и другие виды спорта с мячом, при условии прикрытия аврата.

Спортивная гимнастика

Совокупность специально подобранных физических упражнений для поддержания здоровья и гармоничного развития организма – является дозволенным. К такому виду спорта, так же можно отнести акробатику, занятия на перекладине, брусьях, кольцах и т.д.

Поднятие штанги, культуризм

Разрешается состязаться в поднятии штанги, гирь, камней и подобных снаряжений, чтобы определять наиболее сильного. Что касается культуризма или бодибилдинга, то это разрешено для наращивания силы, но без использования стероидов или прочих вредных веществ.

Соревнования, спарринги и другие состязания в этих видах спорта должны проводится, так чтобы была исключена возможность получения травм, увечий и т.д., так же соревнования не должны стать поводом того, чтобы между соревнующимися появилась ненависть и вражда.

Это были лишь некоторые из дозволенных видов спорта, к которым так же относятся игры для интеллектуального развития, без использования ставок, такие как шахматы. К запретным же относятся те виды состязаний, которые наносят вред здоровью, способствуют разврату или оголению аврата.

Что касается профессионального бокса, боев без правил и пр., то эти виды спорта является запретными для мусульман.

Каким бы из дозволенных видов спорта не занимались мусульмане, они должны быть помнить, что физическое развитие тела не является самоцелью, а только средством для лучшего выполнения требований своей религии.

Хамхо Мухаммад

muftiyatri.ru

Спорт в Исламе | islam.ru

Передают, что Хасан аль-Басри сказал: «Я встретил людей, для которых время было более ценно, чем ваши динары и дирхемы». Нет сомнения, что лучшее время, потраченное на что-либо — это время, использованное на поклонение (ибадат) Всевышнему.

Обычный человек имеет потребность в отдыхе и развлечениях. В этом нет греха. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и четвёртый праведный халиф Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Утомляются сердца, так что развлекайтесь со смыслом». Главное, чтобы досуг мусульманина не нарушал норм Ислама. В этом смысле, занятия спортом, при выполнении определённых условий, являются вполне подходящим времяпрепровождением.

Существуют различные виды спорта и спортивных игр, которыми мусульмане могут заниматься в оди­ночку и коллективно. Известно, что спорт развивает быстроту, решительность, силу и бойцовские качества. Эти качества, необходимые не только для поддержания здоровья и бодрого настроения, но и для борьбы на пути Всевышнего. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Состязайтесь в обре­тении прощения от Господа ваше­го и доступа в Рай...» (сура «аль-Хадид», аят 21). Ещё в Коране говорится (смысл): «...Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях...» (сура «аль-Бакара», аят148). В хадисе говорится: «Не шевельнётся раб с места в Судный день, пока не ответит на четыре вопроса. На что была потрачена жизнь? На что потрачена молодость? Как приобрёл имущество и на что потратил его? И о знаниях — чему он следовал в них?» (аль-Хаким).

Нет сомнения, что время — это самое драгоценное, что есть в этом мире. Для времени нет ни замены, ни цены. Если человек использует его пра­вильно и с пользой, оно вернётся к нему с большей пользой в день Суда. Об этом говорится в хадисе: «Обитатели Рая не сожалеют ни о чём, кроме как о часе, когда они не поминали Аллаха» (ас-Суюти, «Джамиу-ссагир»).

Современная жизнь требует от нас больших физических и умственных затрат. Поэтому, нет ничего порицаемого в том, что человек расслабляет­ся, проводя время в веселье и шутках, в развлечениях с друзьями — если в них нет ничего запретного, с точки зрения Ислама, и, если это не ведёт к оставлению обязательных предписаний, таких, как своевременное совершение фарз-намаза, соблюдение поста и тому подобное. Имам Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Время от времени дайте расслабиться сердцам, так как напряжённое сердце слепнет». Главное, чтобы веселье и удовольствия не вошли в привычку, и человек не забыл об обязанностях.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники были хорошо подготовлены физически. В те времена условия жиз­ни были намного жёстче: приходи­лось преодолевать большие расстояния пешком, мужчины охотились, чтобы выжить, и не было бесполез­ных развлечений, подобных нынеш­нему телевидению, которые бы де­лали человека ленивым и отнимали много времени впустую. Существуют многочисленные примеры того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал занятие определёнными боевыми искусствами, для поддержания здоровья и подготовке верующих к отражению внешней агрессии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьёй и обучения плаванию)) (ат-Табарани).

В наше время появилось множество развлечений. Некоторые из них становятся запретными, из-за использования обмана, купли-продажи, взяток и пр. Так, спорт в современ­ном мире стал ареной бизнеса, а не проявления силы и выносливости. Люди стремятся к спорту в надежде получить материальную выгоду, славу, расходуют при этом большую часть своего времени и пренебрегают предписаниями, возложенными Все­вышним. Их забота основывается на том, чтобы получить материальные блага, не взирая на то, какими средствами — дозволенными и запретными — они ни будут достигнуты. Таким людям следует вспомнить слова Всевышнего (смысл) «Оставь тех, которые свою религию обращают в игру и забаву: их обольстила ближ­няя жизнь! ...» (сура «аль-Анам», аят 70). В Коране говорится (смысл): «Жизнь в этом мире — всего лишь игра и забава. Для тех, кто богобо­язнен, лучше мир будущий. Неужели вы не разумеете этого?» (сура «аль-Анам», аят 32).

Мусульмане должны уберегать себя и детей от запретного, в чём бы это ни проявлялось: будь то в спорте или в чём-то другом. Мусульманам следует помнить о том, что спортивные занятия не должны наносить ущерб их общению или приводить к посещению недозволенных мест.

Каким бы из дозволенных видов спорта ни занимались мусульмане, они должны быть одеты надлежащим образом — прикрывать аврат, исключать прозрачные или облегающие одежды. Мужья и жёны могут заниматься физическими упражне­ниями и играть вместе. Это хороший способ улучшения взаимопонимания в семье. Аллах в Коране говорит (смысл): «Приготовьте, о верующие, против неверующих, сколько можете, военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных врагов, о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них...» (сура «аль-Анфалъ», аят 55). К этому же призывает Пророк в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллаху, чем слабый. Хотя в обоих есть благо». Родителям рекомен­дуется специализировать детей в занятии определённым видом спорта. В предании (асар) говорится: «Обучайте детей плаванию, метанию копий, езде на верблюде. И пусть они взбираются на верблюда с одного маху». Все виды спорта придают грациозность и силу. Поэтому, необходимо заниматься самому и воспитывать в этом духе детей, даже, до той степени, чтоб они стали искусными мастерами. Вид спорта надо выбрать, наиболее отвечающим следующим критериям: сила, ловкость, безопасность для тела и нрава, дозволен­ность с точки зрения Шариата.

Богобоязненные верующие часто спрашивают, какой вид спор­та является дозволенным в Исламе, а какой запрещённый?

Бег

К дозволенным видам спорта относятся бег и ходьба, независимо от расстояния. Сюда также можно от­нести бег на лыжах на большие расстояния, биатлон, прыжки в длину, в высоту и т.д. Ведь это, всё разви­вает в человеке стойкость, ловкость и выносливость, в которой есть не­обходимость во время войны. Спод­вижники Пророка состязались в беге. Передают, что Алиасхаб был бегуном. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам соревновался в беге с Айшей, чтобы доставить ей удовольствие и подать пример остальным. В хадисе от Абу Давуда говорится, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я, соревнуясь в беге с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), опережала его. Позже, когда я несколько располнела, он опередил меня. И он сказал: «Это за то» (имея виду состязание, когда Айша выиграла у Пророка (мир ему и благословение Аллаха)). Этот хадис указывает на допустимость состязания в беге, независимо от то­го, мужчины или женщины состязаются, при условии, что мужчина из чис­ла махрам или это супруги.

Единоборства

Любой вид единоборства, как способ самообороны или войны с противником, разрешён. Главное, чтобы это не было тем видом борьбы, где есть большая вероятность получить травму или пораниться. Это запрещено.

Соревнования, спарринги и другие состязания в таких видах спорта должны проводиться, так чтобы была исключена возможность получения травм, увечий и т.д., также соревнования не  должны стать поводом того, чтобы между соревнующими появилась ненависть и вражда.

Борьба

В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Али ибн Рукана, говорится, что Рукана боролся с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) победил его несколько раз (Абу Давуд). В другой версии этого хадиса, переданного от Сайда ибн Джубайра, говорится, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в местности Батха, к нему пришёл Язид, сын Рукана, или же сам Рукана, и с ним были его козы. Он сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О, Мухаммад, сможешь ли ты побороть меня?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил: «Ставлю одну из моих овец». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) победил его. Ру­кана сказал: «Давай ещё раз!». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова спросил: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил, что поставит ещё одну овцу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять победил его. Рукана сказал: «О, Мухаммад, клянусь Аллахом, никто ещё не побеждал меня!», и принял Ислам, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернул ему овец (абу Давуд).

Алимы пишут, что состязания в беге или в других дозволенных видах спорта не принижают до­стоинства учёности, набожности и благородства.

Стрельба из лука

Стрельба из лука, является дозволенным видом спорта. Аналогичной считается стрельба из ружья и других видов оружия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Занимайтесь стрельбой из лука и верховой ездой» (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням (или хождения от цели к це­ли во время занятия стрельбой)» (ат-Табарани). Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо сподвижников, которые состязались в стрельбе из лука, сказал: «Стреляйте, я с вами» (аль-Бухари).

В другом хадисе передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды произнес: «Стрельба из лука является силой» (Муслим). Он также говорил, что «стрельба из лука есть лучшее из развлечений» (ат-Табарани).

Метание копья, мечей, ножей и всего острого

Дозволенным, считается метание копья. Сюда же, относится лю­бой вид метания, благодаря которому, развивается меткость и точность попадания в любую мишень — летающую, двигающуюся или неподвижную, как, например, метание ядра, диска, бумеранга, камня, гири, ножей, топора, всего того, чем можно нанести вред врагу на поле боя.

Известен случай, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил хабашитам состязаться в метании копья в своей мечети. Когда сподвижник Пророка Умар (да будет доволен им Аллах) захотел остановить их, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не позволил ему этого. Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил жене Айше смотреть на состязание. В хадисе, переданном от Абу Хурайры говорится: «Нет состязания, кроме как в метании (чего-либо) острого».

Передают от имама аш-Шафии, что состязание в разных видах оружия делится на два вида: 1) оружие, которое покидает руку 2) оружие, которое не покидает руки. К первому виду относятся стрела, копьё, оружие разного рода, камни, гири и т.д. Ко второму — меч, сабля, и тому подобное. Всё, что покидает руку, является дозволенным для состязания, а по поводу дозволенности второго, мнения алимов разделяются.

Те, кто запрещает такой вид состязания, говорят, что это не состязание, а борьба с противником, который может нанести увечья. Однако, по более достоверному слову, разрешается состязание, ибо этот вид борьбы является нужным на войне. Передают от Укбата ибн Амира, что он сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на минбаре сказал: «Вы приготовьте против врага силу, по мере возможности. Воистину, стрельба есть сила, воистину, стрельба есть сила, воистину, стрельба есть сила» — повторил он трижды (Муслим).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стреляйте и скачите — для меня лучше, чтобы вы стреляли, чем скакали... и тот, кто забудет стрелять после того, как он обучился этому, то он проявил неблагодарность к тому, что познал» (ас-Суюти, «Джамиу ссагир»).

Скачки

К дозволенному виду состязаний относятся скачки на лошадях, верблюдах, слонах и т.д. Сюда, также, можно отнести состязание на парусных лодках, байдарках, шлюпках и т.д., а также состязания на машинах — авторалли и т.п. Всё это, пригодно на войне, особенно в настоящее время, когда военные по­ходы намного отличаются от походов прошлых веков. Желательность военных приготовлений отражена в следующих словах Всевышнего (смысл): «Приготовьте, о, верующие, против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Алла­ха и ваших врагов...» (сура «аль-Анфаль», аят 55).

В хадисе говорится: «Ко лбу лошади привязано добро (благодать) до Судного дня. Лошади разделя­ются на три вида; та, в которой есть для человека вознаграждение... это та, которую держит человек для пу­ти Аллаха и готовит её для этого...» (ат-Тирмизи). Лошадь, создана Всевышним Аллахом на благо людям. Сегодня лошадей используют в основном на сельских работах. В городских же условиях — для развлечений, соревнований, скачек. Однако, нельзя забывать, что большинство войн и сражений не обходилось без лошадей. Как-то Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), распорядился выдать всаднику, участвовавшему в священной войне, в три раза больше трофеев, чем пешему участнику: две доли — лошади, плюс одну — самому воину. Ибн Умар сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) устраивал скачки на лошадях и награждал призами победителей. Достоинство и почёт лошади в том, что Всевышний в Кора­не клянётся её именем и в одном из аятов говорит (смысл): «Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, которые скачут, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «аль-Адият» аяты 1-2). В одном из хадисов говорится: «Тот, кто не проявляет уважения к лошади, участвующей в священной войне, в том есть доля лицемерия» (аль-Куртуби). Передают от Анаса ибн Малика, что у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было ничего любимее лошади.

Плавание

Из дозволенных видов спорта следует назвать плавание. Ас-Суюти приводит хадис от Джабира бин Абдулла и Джабира бин Умейра. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является пустым делом и забавой, кроме четырёх вещей: ... обучение плаванию» (Ан-Насаи, Ат-Табарани). В другом хадисе говорится: «Обучайте детей плаванию». Праведный халиф Умар написал письмо в Шам: «Обучайте детей плаванию, стрельбе из лука, а также запрыгиванию на спины лошадей».

На сегодняшний день плавание, как вид спорта, имеет много разновидностей: среди них есть дозволенные и запретные. Дозволенными являются плавание на расстояние, прыжки в воду и т.д. — здесь нет сомнения в дозволенности, при условии, что не выставляется аврат, который необходимо прятать от взора чужих. Что касается, подводного плавания (водолазания), то имам ан-Навави пишет, что если в нём есть польза, как, например, пригодность для военных целей — то разрешено, а если нет пользы — то запрещено. Но, как мы видим сегодня, в этом есть польза не только для войны, но и для спасения утопающего или подводных работ, где есть польза для людей. Исходя из этого, подводное плавание разрешено. Что касается синхронного плавания с участием девушек и музыкальным сопровождением, то этот вид спорта запрещён Шариатом, ибо здесь выставляется аврат женщины, за которым следуют непристойности и смута, разжигание страстей. И потом — нет никакой пользы в том, что нагие девушки, плавая в воде, показывают концерт миллионам зрителей.

К тому же, демонстрация обнажённого тела запрещена в Исламе.

Следует побояться Всевышнего тем родителям, которые позволяют детям заниматься такими видами спорта, выставлять аврат или участвовать в смешанных состязаниях мужчин и женщин, не являющихся близкими родственниками из числа махрам.

Поднятие штанги, культуризм

Разрешается состязаться в поднятии штанги, гирь, камней и т.д., чтобы определить наиболее сильного, так как это бывает необходимо на войне, для выхода на поединок один на один. Ведь именно это, во многом, решает исход войны или становится средством поднятия духа войска, а также способом, веду­щим к договору об отмене столкновения и т.д. Что касается культуризма, то это разрешено для наращивания силы и мощи против противника. Главное, чтобы чрезмерные нагрузки не наносили бы вреда здоровью, а были бы умеренными — только для подержания тела и духа. Здесь надо отметить, что большинство занимающихся подобными видами спорта, выставляют аврат для демонстрации наращенных мышц тела, что является запрещённым. Этим видом спорта нельзя заниматься лишь для того, чтобы показать красоту тела в нагом виде и состязаться в том, у кого больше массы мышц, чтобы потом гордиться этим.

Состязания с мячом

Из дозволенных видов спорта следует назвать футбол, теннис, гольф, волейбол, баскетбол, бадминтон, гандбол и другие виды спорта, связанные с мячом. Они считаются дозволенными Шариатом с условием, что не являются средством заработка. Они дозволены лишь для отдыха, развлечения и разминки, ибо развивают быстроту и ловкость, укрепляют здоровье. Но играть в эти виды спорта для того, чтобы зарабатывать на жизнь, делать определённые ставки и т.д. — запрещено Исламом, потому что это бесполезная трата времени.

Спортивная гимнастика

Дозволенной является спортив­ная гимнастика, ибо это совокупность специально подобранных физических упражнений для здоровья и гармоничного развития организма. Сюда входят акробатика, занятия на перекладине, брусьях, кольцах и т.д. Гимнастика развивает быстроту, ловкость, точность, уверенность в себе, терпение, правильность мысли и решений и т.д.

С давних пор в мире проводят­ся олимпийские игры — этому уде­ляется внимание на государствен­ном уровне. В олимпийских играх состязания проводятся почти во всех видах спорта, большинство ко­торых дозволены Исламом. Среди них есть те, которые мы упомя­нули, есть и те, что не затронули.

«Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьёй и обучения плаванию» (ат-Табарани).

Вкратце, можно сказать так: большинство видов спорта дозволены Исламом, а некоторые даже поощряются, так как они пригодны для войны с противником, к которой мы должны быть всегда готовы, ибо Всевышний в Коране говорит (смысл): «Приготовьте, о, верующие, против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных врагов, о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них...» (сура «аль-Анфаль», аят 55). К этому же призывает Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллахом, чем слабый. Хотя в обоих есть благо».

Проведение спортивных состязаний ведёт к формированию здорового общества. Государство должно способствовать, чтобы во всех населённых пунктах были спортивные оздоровительные школы, где дети могли бы с раннего возраста приоб­щаться к спорту.

Очень важно отметить, что при состязаниях в определённых видах спорта, в основном в спортивной или художественной гимнастике, лёгкой атлетике и в плавании необходимо соблюдать условие для дозволенности данного вида спорта. Это есть нормы Шариата, а именно: запрещается выставление аврата (т.е. части тела, которые необходимо прятать от взора посторонних). Мы видим сегодня с экранов телевизора спортсменов, особенно спортсменок, состязающихся в плавании, в лёгкой атлетике, в художественной гимнастике, и выставляющих те части тела, которые обязаны скрыть. Ислам запрещает женщинам состязаться в тех видах спорта, где открывается аврат, что способствует пробуждению страстей, за которым следуют смуты и падение нравов в обществе. Ислам не видит необходимости в подобного рода состязаниях, ведь это в принципе не соответствует Шариату. Мусульмане должны запрещать жёнам, дочерям и сёстрам участво­вать в них. Также является запретной борьба между девушками или между мужчинами и женщинами. Что касается таких видов спорта, как каратэ, кунг-фу (то есть, бесконтактные виды борьбы) — то их приёмы можно изучить и девушкам, поскольку они могут пригодиться для самообороны, но с условием закрытия аврата.

Журнал "Ислам" № 21

 

www.islam.ru

Спорт | islam.ru

Каково отношение к спорту в Исламе?

Передают, что Хасан аль-Басри сказал: «Я встретил людей, для которых время было более ценно, чем ваши динары и дирхемы». Нет сомнения, что лучшее время, потраченное на что-либо — это время, использованное на поклонение (ибадат) Всевышнему.

Обычный человек имеет потребность в отдыхе и развлечениях. В этом нет греха. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и четвёртый праведный халиф Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Утомляются сердца, так что развлекайтесь со смыслом». Главное, чтобы досуг мусульманина не нарушал норм Ислама. В этом смысле, занятия спортом, при выполнении определённых условий, являются вполне подходящим времяпрепровождением.

Существуют различные виды спорта и спортивных игр, которыми мусульмане могут заниматься в оди­ночку и коллективно. Известно, что спорт развивает быстроту, решительность, силу и бойцовские качества. Эти качества, необходимые не только для поддержания здоровья и бодрого настроения, но и для борьбы на пути Всевышнего. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Состязайтесь в обре­тении прощения от Господа ваше­го и доступа в Рай...» (сура «аль-Хадид», аят 21). Ещё в Коране говорится (смысл): «...Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях...» (сура «аль-Бакара», аят148). В хадисе говорится: «Не шевельнётся раб с места в Судный день, пока не ответит на четыре вопроса. На что была потрачена жизнь? На что потрачена молодость? Как приобрёл имущество и на что потратил его? И о знаниях — чему он следовал в них?» (аль-Хаким).

Нет сомнения, что время — это самое драгоценное, что есть в этом мире. Для времени нет ни замены, ни цены. Если человек использует его пра­вильно и с пользой, оно вернётся к нему с большей пользой в день Суда. Об этом говорится в хадисе: «Обитатели Рая не сожалеют ни о чём, кроме как о часе, когда они не поминали Аллаха» (ас-Суюти, «Джамиу-ссагир»).

Современная жизнь требует от нас больших физических и умственных затрат. Поэтому, нет ничего порицаемого в том, что человек расслабляет­ся, проводя время в веселье и шутках, в развлечениях с друзьями — если в них нет ничего запретного, с точки зрения Ислама, и, если это не ведёт к оставлению обязательных предписаний, таких, как своевременное совершение фарз-намаза, соблюдение поста и тому подобное. Имам Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Время от времени дайте расслабиться сердцам, так как напряжённое сердце слепнет». Главное, чтобы веселье и удовольствия не вошли в привычку, и человек не забыл об обязанностях.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники были хорошо подготовлены физически. В те времена условия жиз­ни были намного жёстче: приходи­лось преодолевать большие расстояния пешком, мужчины охотились, чтобы выжить, и не было бесполез­ных развлечений, подобных нынеш­нему телевидению, которые бы де­лали человека ленивым и отнимали много времени впустую. Существуют многочисленные примеры того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал занятие определёнными боевыми искусствами, для поддержания здоровья и подготовке верующих к отражению внешней агрессии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьёй и обучения плаванию)) (ат-Табарани).

В наше время появилось множество развлечений. Некоторые из них становятся запретными, из-за использования обмана, купли-продажи, взяток и пр. Так, спорт в современ­ном мире стал ареной бизнеса, а не проявления силы и выносливости. Люди стремятся к спорту в надежде получить материальную выгоду, славу, расходуют при этом большую часть своего времени и пренебрегают предписаниями, возложенными Все­вышним. Их забота основывается на том, чтобы получить материальные блага, не взирая на то, какими средствами — дозволенными и запретными — они ни будут достигнуты. Таким людям следует вспомнить слова Всевышнего (смысл) «Оставь тех, которые свою религию обращают в игру и забаву: их обольстила ближ­няя жизнь! ...» (сура «аль-Анам», аят 70). В Коране говорится (смысл): «Жизнь в этом мире — всего лишь игра и забава. Для тех, кто богобо­язнен, лучше мир будущий. Неужели вы не разумеете этого?» (сура «аль-Анам», аят 32).

Мусульмане должны уберегать себя и детей от запретного, в чём бы это ни проявлялось: будь то в спорте или в чём-то другом. Мусульманам следует помнить о том, что спортивные занятия не должны наносить ущерб их общению или приводить к посещению недозволенных мест.

Каким бы из дозволенных видов спорта ни занимались мусульмане, они должны быть одеты надлежащим образом — прикрывать аврат, исключать прозрачные или облегающие одежды. Мужья и жёны могут заниматься физическими упражне­ниями и играть вместе. Это хороший способ улучшения взаимопонимания в семье. Аллах в Коране говорит (смысл): «Приготовьте, о верующие, против неверующих, сколько можете, военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных врагов, о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них...» (сура «аль-Анфалъ», аят 55). К этому же призывает Пророк в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллаху, чем слабый. Хотя в обоих есть благо». Родителям рекомен­дуется специализировать детей в занятии определённым видом спорта. В предании (асар) говорится: «Обучайте детей плаванию, метанию копий, езде на верблюде. И пусть они взбираются на верблюда с одного маху». Все виды спорта придают грациозность и силу. Поэтому, необходимо заниматься самому и воспитывать в этом духе детей, даже, до той степени, чтоб они стали искусными мастерами. Вид спорта надо выбрать, наиболее отвечающим следующим критериям: сила, ловкость, безопасность для тела и нрава, дозволен­ность с точки зрения Шариата.

Богобоязненные верующие часто спрашивают, какой вид спор­та является дозволенным в Исламе, а какой запрещённый?

Бег

К дозволенным видам спорта относятся бег и ходьба, независимо от расстояния. Сюда также можно от­нести бег на лыжах на большие расстояния, биатлон, прыжки в длину, в высоту и т.д. Ведь это, всё разви­вает в человеке стойкость, ловкость и выносливость, в которой есть не­обходимость во время войны. Спод­вижники Пророка состязались в беге. Передают, что Алиасхаб был бегуном. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам соревновался в беге с Айшей, чтобы доставить ей удовольствие и подать пример остальным. В хадисе от Абу Давуда говорится, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я, соревнуясь в беге с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), опережала его. Позже, когда я несколько располнела, он опередил меня. И он сказал: «Это за то» (имея виду состязание, когда Айша выиграла у Пророка (мир ему и благословение Аллаха)). Этот хадис указывает на допустимость состязания в беге, независимо от то­го, мужчины или женщины состязаются, при условии, что мужчина из чис­ла махрам или это супруги.

Единоборства

Любой вид единоборства, как способ самообороны или войны с противником, разрешён. Главное, чтобы это не было тем видом борьбы, где есть большая вероятность получить травму или пораниться. Это запрещено.

Соревнования, спарринги и другие состязания в таких видах спорта должны проводиться, так чтобы была исключена возможность получения травм, увечий и т.д., также соревнования не  должны стать поводом того, чтобы между соревнующими появилась ненависть и вражда.

Борьба

В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Али ибн Рукана, говорится, что Рукана боролся с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) победил его несколько раз (Абу Давуд). В другой версии этого хадиса, переданного от Сайда ибн Джубайра, говорится, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в местности Батха, к нему пришёл Язид, сын Рукана, или же сам Рукана, и с ним были его козы. Он сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О, Мухаммад, сможешь ли ты побороть меня?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил: «Ставлю одну из моих овец». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) победил его. Ру­кана сказал: «Давай ещё раз!». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова спросил: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил, что поставит ещё одну овцу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять победил его. Рукана сказал: «О, Мухаммад, клянусь Аллахом, никто ещё не побеждал меня!», и принял Ислам, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернул ему овец (абу Давуд).

Алимы пишут, что состязания в беге или в других дозволенных видах спорта не принижают до­стоинства учёности, набожности и благородства.

Стрельба из лука

Стрельба из лука, является дозволенным видом спорта. Аналогичной считается стрельба из ружья и других видов оружия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Занимайтесь стрельбой из лука и верховой ездой» (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням (или хождения от цели к це­ли во время занятия стрельбой)» (ат-Табарани). Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо сподвижников, которые состязались в стрельбе из лука, сказал: «Стреляйте, я с вами» (аль-Бухари).

В другом хадисе передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды произнес: «Стрельба из лука является силой» (Муслим). Он также говорил, что «стрельба из лука есть лучшее из развлечений» (ат-Табарани).

Метание копья, мечей, ножей и всего острого

Дозволенным, считается метание копья. Сюда же, относится лю­бой вид метания, благодаря которому, развивается меткость и точность попадания в любую мишень — летающую, двигающуюся или неподвижную, как, например, метание ядра, диска, бумеранга, камня, гири, ножей, топора, всего того, чем можно нанести вред врагу на поле боя.

Известен случай, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил хабашитам состязаться в метании копья в своей мечети. Когда сподвижник Пророка Умар (да будет доволен им Аллах) захотел остановить их, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не позволил ему этого. Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил жене Айше смотреть на состязание. В хадисе, переданном от Абу Хурайры говорится: «Нет состязания, кроме как в метании (чего-либо) острого».

Передают от имама аш-Шафии, что состязание в разных видах оружия делится на два вида: 1) оружие, которое покидает руку 2) оружие, которое не покидает руки. К первому виду относятся стрела, копьё, оружие разного рода, камни, гири и т.д. Ко второму — меч, сабля, и тому подобное. Всё, что покидает руку, является дозволенным для состязания, а по поводу дозволенности второго, мнения алимов разделяются.

Те, кто запрещает такой вид состязания, говорят, что это не состязание, а борьба с противником, который может нанести увечья. Однако, по более достоверному слову, разрешается состязание, ибо этот вид борьбы является нужным на войне. Передают от Укбата ибн Амира, что он сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на минбаре сказал: «Вы приготовьте против врага силу, по мере возможности. Воистину, стрельба есть сила, воистину, стрельба есть сила, воистину, стрельба есть сила» — повторил он трижды (Муслим).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стреляйте и скачите — для меня лучше, чтобы вы стреляли, чем скакали... и тот, кто забудет стрелять после того, как он обучился этому, то он проявил неблагодарность к тому, что познал» (ас-Суюти, «Джамиу ссагир»).

Скачки

К дозволенному виду состязаний относятся скачки на лошадях, верблюдах, слонах и т.д. Сюда, также, можно отнести состязание на парусных лодках, байдарках, шлюпках и т.д., а также состязания на машинах — авторалли и т.п. Всё это, пригодно на войне, особенно в настоящее время, когда военные по­ходы намного отличаются от походов прошлых веков. Желательность военных приготовлений отражена в следующих словах Всевышнего (смысл): «Приготовьте, о, верующие, против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Алла­ха и ваших врагов...» (сура «аль-Анфаль», аят 55).

В хадисе говорится: «Ко лбу лошади привязано добро (благодать) до Судного дня. Лошади разделя­ются на три вида; та, в которой есть для человека вознаграждение... это та, которую держит человек для пу­ти Аллаха и готовит её для этого...» (ат-Тирмизи). Лошадь, создана Всевышним Аллахом на благо людям. Сегодня лошадей используют в основном на сельских работах. В городских же условиях — для развлечений, соревнований, скачек. Однако, нельзя забывать, что большинство войн и сражений не обходилось без лошадей. Как-то Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), распорядился выдать всаднику, участвовавшему в священной войне, в три раза больше трофеев, чем пешему участнику: две доли — лошади, плюс одну — самому воину. Ибн Умар сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) устраивал скачки на лошадях и награждал призами победителей. Достоинство и почёт лошади в том, что Всевышний в Кора­не клянётся её именем и в одном из аятов говорит (смысл): «Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, которые скачут, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «аль-Адият» аяты 1-2). В одном из хадисов говорится: «Тот, кто не проявляет уважения к лошади, участвующей в священной войне, в том есть доля лицемерия» (аль-Куртуби). Передают от Анаса ибн Малика, что у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было ничего любимее лошади.

Плавание

Из дозволенных видов спорта следует назвать плавание. Ас-Суюти приводит хадис от Джабира бин Абдулла и Джабира бин Умейра. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является пустым делом и забавой, кроме четырёх вещей: ... обучение плаванию» (Ан-Насаи, Ат-Табарани). В другом хадисе говорится: «Обучайте детей плаванию». Праведный халиф Умар написал письмо в Шам: «Обучайте детей плаванию, стрельбе из лука, а также запрыгиванию на спины лошадей».

На сегодняшний день плавание, как вид спорта, имеет много разновидностей: среди них есть дозволенные и запретные. Дозволенными являются плавание на расстояние, прыжки в воду и т.д. — здесь нет сомнения в дозволенности, при условии, что не выставляется аврат, который необходимо прятать от взора чужих. Что касается, подводного плавания (водолазания), то имам ан-Навави пишет, что если в нём есть польза, как, например, пригодность для военных целей — то разрешено, а если нет пользы — то запрещено. Но, как мы видим сегодня, в этом есть польза не только для войны, но и для спасения утопающего или подводных работ, где есть польза для людей. Исходя из этого, подводное плавание разрешено. Что касается синхронного плавания с участием девушек и музыкальным сопровождением, то этот вид спорта запрещён Шариатом, ибо здесь выставляется аврат женщины, за которым следуют непристойности и смута, разжигание страстей. И потом — нет никакой пользы в том, что нагие девушки, плавая в воде, показывают концерт миллионам зрителей.

К тому же, демонстрация обнажённого тела запрещена в Исламе.

Следует побояться Всевышнего тем родителям, которые позволяют детям заниматься такими видами спорта, выставлять аврат или участвовать в смешанных состязаниях мужчин и женщин, не являющихся близкими родственниками из числа махрам.

Поднятие штанги, культуризм

Разрешается состязаться в поднятии штанги, гирь, камней и т.д., чтобы определить наиболее сильного, так как это бывает необходимо на войне, для выхода на поединок один на один. Ведь именно это, во многом, решает исход войны или становится средством поднятия духа войска, а также способом, веду­щим к договору об отмене столкновения и т.д. Что касается культуризма, то это разрешено для наращивания силы и мощи против противника. Главное, чтобы чрезмерные нагрузки не наносили бы вреда здоровью, а были бы умеренными — только для подержания тела и духа. Здесь надо отметить, что большинство занимающихся подобными видами спорта, выставляют аврат для демонстрации наращенных мышц тела, что является запрещённым. Этим видом спорта нельзя заниматься лишь для того, чтобы показать красоту тела в нагом виде и состязаться в том, у кого больше массы мышц, чтобы потом гордиться этим.

Состязания с мячом

Из дозволенных видов спорта следует назвать футбол, теннис, гольф, волейбол, баскетбол, бадминтон, гандбол и другие виды спорта, связанные с мячом. Они считаются дозволенными Шариатом с условием, что не являются средством заработка. Они дозволены лишь для отдыха, развлечения и разминки, ибо развивают быстроту и ловкость, укрепляют здоровье. Но играть в эти виды спорта для того, чтобы зарабатывать на жизнь, делать определённые ставки и т.д. — запрещено Исламом, потому что это бесполезная трата времени.

Спортивная гимнастика

Дозволенной является спортив­ная гимнастика, ибо это совокупность специально подобранных физических упражнений для здоровья и гармоничного развития организма. Сюда входят акробатика, занятия на перекладине, брусьях, кольцах и т.д. Гимнастика развивает быстроту, ловкость, точность, уверенность в себе, терпение, правильность мысли и решений и т.д.

С давних пор в мире проводят­ся олимпийские игры — этому уде­ляется внимание на государствен­ном уровне. В олимпийских играх состязания проводятся почти во всех видах спорта, большинство ко­торых дозволены Исламом. Среди них есть те, которые мы упомя­нули, есть и те, что не затронули.

«Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьёй и обучения плаванию» (ат-Табарани).

Вкратце, можно сказать так: большинство видов спорта дозволены Исламом, а некоторые даже поощряются, так как они пригодны для войны с противником, к которой мы должны быть всегда готовы, ибо Всевышний в Коране говорит (смысл): «Приготовьте, о, верующие, против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных врагов, о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них...» (сура «аль-Анфаль», аят 55). К этому же призывает Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллахом, чем слабый. Хотя в обоих есть благо».

Проведение спортивных состязаний ведёт к формированию здорового общества. Государство должно способствовать, чтобы во всех населённых пунктах были спортивные оздоровительные школы, где дети могли бы с раннего возраста приоб­щаться к спорту.

Очень важно отметить, что при состязаниях в определённых видах спорта, в основном в спортивной или художественной гимнастике, лёгкой атлетике и в плавании необходимо соблюдать условие для дозволенности данного вида спорта. Это есть нормы Шариата, а именно: запрещается выставление аврата (т.е. части тела, которые необходимо прятать от взора посторонних). Мы видим сегодня с экранов телевизора спортсменов, особенно спортсменок, состязающихся в плавании, в лёгкой атлетике, в художественной гимнастике, и выставляющих те части тела, которые обязаны скрыть. Ислам запрещает женщинам состязаться в тех видах спорта, где открывается аврат, что способствует пробуждению страстей, за которым следуют смуты и падение нравов в обществе. Ислам не видит необходимости в подобного рода состязаниях, ведь это в принципе не соответствует Шариату. Мусульмане должны запрещать жёнам, дочерям и сёстрам участво­вать в них. Также является запретной борьба между девушками или между мужчинами и женщинами. Что касается таких видов спорта, как каратэ, кунг-фу (то есть, бесконтактные виды борьбы) — то их приёмы можно изучить и девушкам, поскольку они могут пригодиться для самообороны, но с условием закрытия аврата.

Журнал "Ислам" № 21 (01) 2009

www.islam.ru


Смотрите также